КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
На основе анализа конституционных текстов стран Содружества Независимых Государств выявляются элементы перспективной конституционно-правовой модели прав человека, которую автор определяет как дополнительное наполнение правомочиями содержания конституционных прав и свобод, обновление существующих механизмов их реализации, гарантированности и защиты, учитывающее конституционно закрепленные ближние и дальние цели, задачи, ценности и приоритеты развития общества и государства. Подчеркивая общность задач стран Содружества, закрепленных в его Уставе и Концепции дальнейшего развития СНГ 2020 г., единство общей базовой социалистической концепции прав человека для всех стран Содружества, автор на основании анализа конституционного закрепления прав нового поколения, вызванных достижениями в сфере научно-технического прогресса и биомедицины, приходит к выводу о наличии общей тенденции в закреплении конституционно-правовой модели прав человека — попытки сбалансировать между ценностью человека, его прав и свобод, и концепцией общественного блага.
На фоне наметившихся тенденций к различному толкованию учеными и практиками отдельных профессиональных областей категории «общественное здоровье» возникает стремление разобраться в предлагаемых формулировках с точки зрения права. Автор проводит сравнительный анализ отечественных и зарубежных определений (на примере Китайской Народной Республики. Отмечается, что Всемирная организация здравоохранения разработала три концепции для понимания исследуемого явления. Термин «общественное здоровье» не отражен в конституционном законодательстве КНР. Однако, учитывая разнообразие областей, которые китайские ученые охватывают этим понятием, можно сказать, что «общественное здоровье» представлено как конституционно-правовой институт, являющийся частью законодательства об охране здоровья граждан. В российской юридической науке правовой основой для создания аналогичного института стали поправки, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г. Отмечается, что в развитии общественного здоровья в обеих странах особая роль отводится документам стратегического планирования, которые естественным образом отражают ведущие показатели общественного здравоохранения (детерминанты здоровья, факторы риска и образ жизни, состояние здоровья), оценивают экономический и социальный потенциал государств, способствующий достижению цели построения здорового общества.
Совершенствование механизма правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации в целом направлено на решение двух основных задач, стоящих перед государством в сфере вынужденной внутренней миграции. Первая задача — решение вопросов защиты гражданского населения, с которыми сталкивается Российская Федерация после начала специальной военной операции. Делается вывод, что наиболее рациональным будет решение этих вопросов не в рамках норм международного гуманитарного права и применения Женевских конвенций ООН 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним, а на основе давно сложившегося в Российской Федерации законодательного механизма правового регулирования защиты гражданского населения в зонах вооруженных конфликтов, оказания помощи лицам, бежавшим из районов боевых действий и адаптации их, временно или постоянно, на новом месте жительства, который закреплен в Законе РФ «О вынужденных переселенцах». Вторая основная задача в сфере правового регулирования миграционных процессов в рамках противодействия внешним угрозам нашей государственности — проведение более жесткой, миграционной политики. Необходимость применения данных мер в полном объеме стала злободневной после ряда террористических актов, которые были организованы за пределами нашего государства и исполнены въезжающими на территорию нашей страны иностранными гражданами и лицами без гражданства.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
В статье рассматриваются вопросы разлива мазута в Керченском проливе. Изучена законодательная база, регулирующая сферу разливов нефти и нефтепродуктов. Исследованы вопросы загрязнения береговой зоны Краснодарского края водно-мазутной смесью. Отмечено, что в зимнее время года нефтеразливы имеют свои особенности — под воздействием холодной воды часть мазута свертывается и уходит на дно, несбившаяся масса под воздействием ветра волнами выбрасывается на береговую зону.
Раскрыто, что материальный ущерб, нанесенный курортной индустрии Краснодарского края, оценить однозначно невозможно, убытки в таких случаях включают и убыль отдыхающих на многие годы вперед. В теплое время года из морской среды выбрасывается жидкая водно-мазутная эмульсия, образующаяся под воздействием повышенной температуры, поэтому прибрежная зона остается непригодной для купания и отдыха населения продолжительное время, до полного снятия ограничительных мер санитарными службами.
Показано, что существующая система по прогнозированию, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов имеет значительные недостатки, основным из которых является несоответствие аварийно-спасательных служб нормативным требованиям.
С учетом того, что раздробление зон ответственности по разным федеральным органам исполнительной власти не способствует развитию сферы обеспечения безопасности на должном уровне, рекомендовано: вопросы по защите территорий и населения от нефтеразливов вывести на новый уровень, исходя из принципов государственных интересов и целесообразности, используя механизмы обязательного страхования ответственности или полной передачи вопросов безопасности государственным структурам, создав соответствующую единую спасательную службу.
Главным достижением российской климатической политики является реализация важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ». В статье показано, что для нашей страны важен весь комплекс угроз, рисков и возможностей, вызванных наблюдаемыми и ожидаемыми климатическими изменениями. Необходима оценка происходящих и ожидаемых изменений климата, их воздействия на разные стороны нашей жизни, а также адаптация к этим изменениям. В настоящее время существенным этапом формирования Российской системы климатического мониторинга является формирование правовых механизмов ее функционирования. Кроме того, очевидна необходимость существенного расширения использования данных системы климатического мониторинга для устойчивого социально-экономического развития страны.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Преступление, связанное с нарушением мер по профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними, предусмотрено ст. 330 разд. 5 «Преступление, связанное с нарушением порядка социального управления» гл. 6 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики. В условиях распространения COVID-19 правоохранительная система столкнулась с новым видом преступлений, связанного с воспрепятствием профилактике и лечению инфекционных заболеваний.
В настоящей статье рассматривается теория двухуровневого состава преступления в уголовном праве Германии и Японии. В случае противоправности деяния следует тщательно изучить субъект преступления, чтобы лучше реализовать принцип уголовного права, придерживаться предусмотренного законом наказания за конкретное преступление и в то же время пересмотреть формулировку преступления. Законный интерес, защищаемый уголовным законом, определяется как сложный правовой интерес, а фактический ущерб и конкретная опасность уточняются с использованием «теории непредвиденных обстоятельств». В статье обосновывается тезис, что данная форма преступления является преднамеренной, для компенсации используется теория «объективных превышающих факторов». В статье путем детального рассмотрения экономической и субъективной составляющей уголовной политики данное преступление исследуется с научной точки зрения.
Автор исходит из посыла о том, что динамика общественных отношений заставляет законодателя совершенствовать правовое регулирование деятельности органов прокуратуры и полномочий прокуроров в целях более надежного обеспечения национальной безопасности и защиты прав и интересов граждан. Автор показывает, что вызовы и угрозы государственной безопасности заставляют дополнить функционал прокуроров новыми инструментами, позволяющими оперативнее реагировать на выявленные нарушения в информационном пространстве и прекращать доступ к противоправному контенту в сети Интернет, используя внесудебную процедуру. Вместе с тем правоприменительная практика выявляет ряд вопросов, которые стоят перед прокурором в процессе подготовки и формирования заключения об ограничении доступа в сети Интернет к противоправному контенту.
Кодексы китайского феодального общества были составлены на основе доктрины легизма, но судьи в целом придерживались конфуцианской философии. Хотя в феодальном Китае также существовала группа кули [строгих или суровых чиновников]2, которые были далеки от конфуцианских норм поведения, но их было совсем немного. Следует отметить, что строгие чиновники (кули) при династии Хань отличались от более поздних «суровых чиновников» (кули). Первые были верны закону, в то время как вторые законом манипулировали. Некоторые из строгих чиновников при династии Хань были ближе к конфуцианским нормам поведения. По мнению автора, исходя из общей социальной среды Древнего Китая, можно утверждать, что идеал Конфуция заключался в стремлении к созданию общества «без судебных тяжб», и конфуцианство проповедовали дэчжи [добродетельное правление], женьчжи [управление человеком], личжи [правление на основе ритуала]. Следовательно, суждение о том, что древние чиновники в целом были конфуцианцами без овладения юридическими знаниями, вполне обоснованно.
Поправка к уголовному законодательству (XI) добавляет в состав преступлений сексуальное насилие со стороны лиц, на которых возложены обязанности по уходу за другими лицами. Поскольку это преступление является новым, в судебной практике возникло много противоречий и проблем, таких как определение законных интересов, связанных с этим преступлением, точное определение «особых обязанностей», понятия «вступал в сексуальные отношения» и оценивал «отягчающие обстоятельства». Эти проблемы не только влияют на справедливое применение закона, но и ограничивают эффективную защиту жертв. Исходя из этих проблем следует уточнить правовые интересы, связанные с преступлением, и критерии определения понятий «субъект преступления», «сексуальные отношения» и «отягчающие обстоятельства», чтобы повысить эффективность применения закона. Кроме того, следует проанализировать соотношение между сексуальным насилием со стороны лица, на которое возложены обязанности по уходу, и изнасилованием, с целью прояснения границ и различий в применении закона и обеспечения надежной теоретической поддержки и руководства для судебной практики.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Современная теоретическая система уголовного права имеет ярко выраженные элементы из прошлого и исторические ограничения. Наступление эпохи глобализации влечет за собой осмысление прошлого и ожидание будущего в соответствии с историческими миссиями и духом новой эры, стремление к единству, основанному на реальности и устремлении в будущее, всестороннее реформирование и обновление уголовного права (теории) с целью установления новой системы уголовного права (теории) в эпоху глобализации.
Принудительные гражданско-правовые акты с правом отзыва и преступление в виде принудительной сделки относятся к двум понятиям в сферах гражданского и уголовного права и не имеют между собой ничего общего. Но, анализируя судебную практику, можно сказать, что акт принудительной сделки может одновременно нарушить свободу воли сторон, охраняемую гражданским законодательством, порядок совершения социальных сделок, а также личные права и имущественные права сторон, регулируемые уголовным законодательством. Таким образом, даже если гражданское законодательство предусматривает, что стороны имеют право на расторжение договора и гражданско-правовую систему компенсации, это все равно не в состоянии покрыть ущерб, причиненный социальным правам и интересам, охраняемым уголовным правом. Гражданско-правовая действительность не равна уголовно-правовой законности, поэтому, независимо от того, действуют ли отменяемые гражданско-правовые акты, или после отмены гражданско-правовых актов принудительная сделка может быть признана преступлением. Это также является результатом реформы принципа судебного разбирательства уголовного процесса, предшествующего гражданскому процессу. И установление факта преступления не обязательно означает уголовную ответственность виновного, уголовное законодательство предоставляет истцу возможность оправдаться.
В последние годы проблема преступности среди несовершеннолетних, особенно проблема насильственных преступлений в студенческих городках, становится все более актуальной и вызывает озабоченность общественности. К насильственным преступлениям в кампусах применимо выражение: «Один неосторожный шаг может привести к проигрышу всего». Это серьезно угрожает безопасности проживающих в кампусе, даже оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних и стабильность системы социального обеспечения. Поэтому все слои общества должны уделять этой проблеме большое внимание.
В данной статье рассматриваются преступления, связанные с насилием в школе, и меры по их предотвращению, анализируются соответствующая литература в стране и за рубежом, научные исследования и судебная практика.
В статье также исследуются природа и причины насильственных преступлений в школах, анализируется необходимость предотвращения насильственных преступлений в школах, а также обосновываются соответствующие юридические рекомендации по предотвращению насильственных преступлений в школах.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРАВО
Искусственный интеллект в настоящее время широко используется как участниками российского рынка, так и в мировой экономике. Потенциал его дальнейшего применения представляется значительным. Вместе с тем активное использование искусственного интеллекта в различных отраслях экономики, особенно в финансовом секторе, не только создает возможности, но и несет определенные риски, угрозы и вызовы. Представляется необходимым, с одной стороны, создать нормативные условия для развития технологии ИИ, а с другой — определить направления совершенствования правового регулирования искусственного интеллекта, позволяющие создать разумный баланс интересов потребителей, бизнеса, государства и устранить существующую правовую неопределенность.
В авариях с участием автономных транспортных средств задействованы водители, производители автомобилей, системы автономного вождения и поставщики. Вопрос о том, кто несет ответственность за серьезную аварию, становится очень сложным после ее возникновения. Поставщики должны изучить вопросы уголовной ответственности, как и разработчики, контролеры и конечные бенефициары системы. Естественно, физические лица обладают юридической правоспособностью для привлечения к уголовной ответственности за дорожно-транспортные происшествия, в то время как производители автомобилей, которые независимы от поставщиков систем, имеют в этом ограниченные обязательства из-за коммерческой тайны и технологий. Система автономного вождения оказывает значительное влияние на дорожно-транспортные происшествия, но из-за ограниченности ее свойств и технологического уровня возникают проблемы с привлечением к уголовной ответственности.
В связи с высокой степенью специализации технических норм и их высокой степенью соответствия продуктам искусственного интеллекта необходимы технические нормы для определения обязанности поставщиков проявлять осторожность, когда субъективным аспектом преступления является халатность. Преступления, связанные с производством или продажей поддельных или некачественных продуктов, а также крупные дорожно-транспортные происшествия не могут вести к уголовной ответственности, и проблема привлечения к ответственности должна быть решена путем разъяснения или изменения существующих спецификаций или установления состава преступлений, связанных с разработкой и производством продуктов искусственного интеллекта, которые не соответствуют техническим нормам.
АВТОРСКОЕ ПРАВО
В статье представлены основные положения института авторского права в России и Китае. Проведен сравнительный анализ объектов авторских прав и условий их охраноспособности по законодательству России и Китая, рассмотрены виды авторских прав, их содержание и сроки действия, а также вопросы распоряжения имущественными авторскими правами и их защиты. Представлен анализ судебного решения Китая о защите авторского права на финансовый отчет, сгенерированный компьютерной программой, что стало предметом обсуждения на Форуме судей ВОИС по интеллектуальной собственности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Дети являются одной из самых уязвимых групп населения в киберпространстве. Поскольку они получают все больший доступ к Интернету и социальным сетям, что, в свою очередь, повышает риск киберугроз, которые могут повлечь за собой серьезные непреднамеренные последствия. Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на то, что Интернет появился уже очень давно, и дети всегда были его активными пользователями, на сегодняшний день защита их прав в сети Интернет недостаточно урегулирована с точки зрения права.
В эпоху больших данных технологии обработки данных влияют на китайское общество, и сбор и анализ информации больше не являются случайным и непредсказуемым процессом. Персональные цифровые данные граждан представляют огромный интерес. Следовательно, необходимо рассмотреть взаимосвязь между социальным развитием на фоне больших данных и борьбой с преступлениями, связанными с использованием личной информации граждан. Путем анализа существующих в Китае норм уголовного права, касающихся личной информации граждан, и основываясь на трех аспектах концепции уголовного права, уголовно-правового законодательства и уголовного правосудия, авторы исследуют наказание и ответственность за нарушение прав на личную информацию граждан в Китае.
Исходя из модели двойной оценки качественных и количественных преступлений в Китае, кража личной информации граждан рассматривается как преступление при определенных обстоятельствах, и связанные с этим элементы обстоятельств непосредственно определяют вынесение приговора преступнику. Отсутствие толкования в китайских судебных документах и неполное установление обстоятельств приводят к расхождению результатов рассмотрения дел, что влечет вынесение уголовным судом различных судебных решений по одному и тому же делу.
Для всестороннего определения уголовно наказуемых обстоятельств посягательства на личную информацию граждан принята стратегия сосредоточения внимания на количественных стандартах, дополненная неколичественными стандартами, чтобы обеспечить всестороннее определение и точную классификацию случаев и подчеркнуть ценность уголовного права.
Инциденты, вызванные интернет-насилием, серьезно загрязняют экологию Интернета. Интернет-насилие — это аномальный акт, который используется как средство для нарушения нормального функционирования Интернета и ущемления личных прав и интересов других лиц посредством оскорблений, клеветы, поиска «человеческой плоти» и других форм поведения. На уголовно-правовом уровне оскорбление и диффамация являются основными преступлениями, которые уголовное законодательство применяет к интернет-насилию. При применении уголовного законодательства для регулирования интернет-насилия возникает явление, когда «закон не наказывает общественность», а существующие преступления плохо регулируются или даже отсутствуют. Чтобы бороться с интернет-насилием на уровне уголовного права, мы должны четко определить границы участия уголовного права в социальном управлении, определить ответственных лиц и скорректировать сферу применения соответствующих преступлений.
СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ОБЩЕНИЯ
В статье рассматриваются термины, которые используются для обозначения лиц, управляющих имуществом должника, в таком важном институте гражданского права Англии, как несостоятельность и банкротство, и анализируются их возможные варианты перевода на русский язык в контексте российской правовой культуры. Автор обращается к таким терминам, как insolvency practitioner, liquidator, official receiver, administrator, nominee, supervisor, арбитражный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий и др. Автор отмечает, что английская правовая система более детальна и специализирована в вопросах несостоятельности и банкротства, и это находит отражение в большем, по сравнению с российской системой, количестве терминов, обозначающих различные функции лиц, управляющих имуществом должника. Поскольку в понятийно-терминологическом аппарате всегда отражается национальная специфическая картина правовой действительности, автор обращает внимание на важность изучения и глубокого анализа терминологии англо-американского права для юристов, что позволит избежать неточности в переводе специализированной лексики и недопонимания в судебных процессах и при толковании юридических документов, а также будет способствовать не только пониманию различий в правовых системах, но и более глубокому осмыслению российской правовой системы.