Preview

Юридическая наука в Китае и России

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И КИТАЕ 

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Государственное строительство и право 

41-44 84
Аннотация
Весной 2015 г. в Закон о законотворчестве в КНР (Закон) впервые за 15 лет с момента его принятия в 2000 г. были внесены существенные поправки. Закон занимает центральное место в существующей социалистической правовой системе с китайской спецификой и имеет большое значение для создания единой китайской законодательной системы. Пересмотренный Закон четко определяет исключительные законодательные полномочия высших органов государственной власти, обеспечивает участие граждан в законодательном процессе, совершенствует систему обсуждения и оценки законодательства, расширяет полномочия местныхх законодательныхх органов, вводит ограничения для регулирования ведомственныхх и местныхх органов власти, совершенствует механизм законодательного контроля и надзора, закрепляет правила судебного толкования для высших судебных органов. Принятые поправки не могут разрешить все противоречия и проблемы в современной законодательной системе Китая, некоторые проблемы остаются нерешенными.
45-48 19
Аннотация
На основе изучения достаточно большого массива нормативных правовых актов и иных источников осуществлен анализ законодательной регламентации административно-правовой доктрины современной России. Подведены некоторые итоги модернизации фундаментальных положений теории административного права в контексте Конституции РФ. На основе анализа теории и практики деятельности публичной администрации автором предлагается статуирование правового института «государственное администрирование», нового перспективного направления развития науки административного права.
49-53 11
Аннотация
В рамках общей характеристики состояния российского законодательства рассматриваются факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на ее качество. Отмечаются следующие ее недостатки: недостаточная системность; встречающееся отсутствие логической завершенности регулируемых общественных отношений; отсутствие должного прагматизма в отстаивании интересов государства; недостаточное качество отдельных нормативных актов.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

54-61 10
Аннотация
В статье рассматриваются этапы становления советской государственности в 1917-1918 гг., исследуются нормы и институты первых конституционных актов советской власти, формирующие основы народовластия. Одновременно предпринята попытка выявить на этом фоне строительства Республики Советов развитие механизма перехода власти от народа - к государству, а в государстве - к партии большевиков, монополизировавших исполнительную и законодательную власть в стране. Основное внимание уделяется деятельности II и III Всероссийских съездов советов, Конституции РСФСР 1918 г. II Съезд советов только фактически установил новую форму правления - Республику Советов (до созыва Учредительного собрания). В ходе роспуска Учредительного собрания в стране совершился государственный переворот. III Съезд советов уже законодательно закрепил Республику Советов как форму правления и федерацию национальных республик - как форму государственного устройства. Конституция РСФСР 1918 г. окончательно определила организацию власти в центре и на местах. В статье исследуются не только законодательное становление, но и деятельность центральных государственных органов страны (Съезда советов, ВЦИК, СНК), органов местного управления, усиление контроля над советской системой партийных органов.

ФИНАНСОВОЕ И БАНКОВСКОЕ ПРАВО 

62-75 65
Аннотация
В настоящей работе автором исследуются исторические предпосылки появления в Российской Федерации науки банковского права, которая характеризуется как сравнительно молодая комплексная отрасль права. В частности, в исторической ретроспективе показаны причины появления в российской правовой науке тех или иных идей, послуживших основой для формирования основных теоретических взглядов представителей науки банковского права в современной России. При этом исследованы две группы причин в досоветский, советский и в постсоветский период развития России. Эти причины, во-первых, связаны с состоянием экономики России в определенный исторический период и, во-вторых, с состоянием нормативного регулирования банковской деятельности. Соответственно этому изменяются взгляды авторов на основные проблемы банковского права и на возможность признания банковского права отдельным направлением правовой науки. В работе сделан обзор теоретических концепций основоположников банковского права: Г. Ф. Шершеневича, М. М. Агаркова, Р. О. Халфиной, И. С. Гуревича, С. Н. Ландкофа, М. Л. Когана, Е. А. Флейшиц. Кроме того, проанализированы взгляды современных исследователей: Л. Г. Ефимовой, О. М. Олейник, Л. А. Новоселовой, Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина, О. Н. Горбуновой, Т. Э. Рождественской, А. Г. Гузнова, Я. А. Гейвандова, Н. Ю. Ерпылевой, В. В. Витрянского и др. Все имеющиеся точки зрения на место банковского права в системе отраслей российского права можно условно разделить на три группы. Согласно мнению одних авторов, банковское право является отраслью законодательства, которая объединяет разнообразные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность нормами гражданского, финансового, административного и уголовного права. Другие авторы, составляющие большинство исследователей этой проблемы, делают вывод о том, что банковское право имеет все признаки самостоятельной отрасли права, либо осторожно оговариваются, что банковское право постепенно формируется как отрасль права, однако ее окончательное формирование еще не завершено. Третья группа исследователей придерживается мнения о том, что банковское право является подотраслью другой отрасли права: предпринимательского или финансового.
76-84 5
Аннотация
В 2013 г. Китай внес изменения в законодательство о компаниях, в результате чего была создана новая система капитала, которая не совсем совпадает с системой легального капитала в Германии или с уставным капиталом в англо-американских странах. Ученые в Китае спорят друг с другом о классификации нового капитала среди трех систем капитала, в традиционной категории, которые являются правовой, разрешенной и компромиссной системой капитала. Некоторые утверждают, что китайский новый капитал по-прежнему является законным капиталом, а некоторые утверждают, что это компромиссный капитал. Однако эти усилия бесполезны, и они используют неправильный логический подход. Они всегда меняют традиционное определение каждой системы капитала, чтобы сделать новый капитал Китая подходящим для той, которую они утверждали. Новый капитал по Закону о компаниях Китая является новым, и он не принадлежит к какому-либо типу существующей системы капитала во всем мире, потому что категория системы капитала - это индуктивное следствие, которое является лишь описанием типичного законодательства современных развитых стран и не является дедуктивным, основанным на замкнутом логическом цикле. Более важная академическая дилемма заключается в том, что подобные противоречия не имеют теоретического и практического значения. Категория системы капитала находится на конечной ветви корпоративной теории, и ни одна теория или институт не опирается на нее. Это только теоретический вывод. Кроме того, этот спор не имеет никакого отношения к юридической практике. Запуск, регистрация компании, даже если речь идет о споре компании, никогда не будут рассматривать категорию системы капитала, предлагаемую законом о компаниях.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 

85-90 11
Аннотация
С начала 2018 г. по всему Китаю проводится кампания по борьбе с преступлениями, связанн^іми с бандитизмом, которая вызвала большие социальные последствия и дала очень положительные результаты. Мы считаем, что кампания против преступлений, связанных с бандитизмом, проводимая в форме «специальной операции», имеет положительные последствия для нормализации управления, эффективного удовлетворения потребностей населения в области обеспечения безопасности и укрепления эффективного руководства партии и правительства. Однако такая модель управления сопряжена со следующими возможными рисками: отклонением от основного принципа верховенства права в силу особенностей самой модели, что непосредственно скажется на возможности ее имплементации. Чтобы избежать этих рисков, Китай должен проводить кампанию по борьбе с бандитизмом в строгом соблюдении закона и использовать правосознание и правовые методы для того, чтобы обеспечить прочную основу для победы в этой кампании. В частности, должны быть достигнуты следующие цели: во-первых, мы должны избегать политизации и экспансии этой кампании. Партийные и правительственные органы не могут вмешиваться в деятельность судебной власти по политические причинам. Во-вторых, необходимо придерживаться принципа ограничения уголовного права и не допускать произвольного расширения сферы применения наказания за бандитизм. В-третьих, в сфере уголовного наказания необходимо проводить политику сочетания наказания со снисхождением и по-разному относиться к членам банд в зависимости от выполняемой ими роли, их статуса. В-четвертых, необходимо дать четкое определение понятия «преступление», чтобы судебные органы не попали в ловушку концепции «принятия судебного решения в каждом конкретном деле». Наконец, следует обратить особое внимание на соблюдение правовой процедуры, в полной мере задействовать адвокатов для защиты прав подозреваемых в совершении уголовных преступлений.
91-101 4
Аннотация
В связи с развитием общества риска и упразднением системы трудового образования в Китае многие проступки были внесены в Уголовный кодекс, а структура преступлений и наказаний сильно изменилась. Это в^ізвало ряд негативн^іх последствий. Наиболее типичн^ім деянием является вождение в нетрезвом виде, прописанное в Уголовном кодексе как преступление. Благодаря этому новому положению удалось достичь единства социального и правового воздействия, однако оно также порождает ряд проблем. Во-первых, на законодательном уровне в Уголовном кодексе прописано очень много новых деяний, что увеличит число преступлений и внесет существенные изменения в уголовно-правовую систему. Во-вторых, на судебном уровне требуется привлечение существенн^іх ресурсов судебной системы. В результате проведенного исследования получены четыре группы данных. Эти данные свидетельствуют о том, что число мелких правонарушений в Китае с каждым годом резко возрастает, а ресурсы судебной системы сокращаются, что серьезно сказывается на эффективности судебной системы. В-третьих, на социальном уровне как только правонарушитель признается «преступником», его возвращение в общество существенно затрудняется и уровень рецидивной преступности значительно увеличивается. С другой стороны, навешивание ярлыка преступника имеет негативные последствия для семьи преступника в целом и каждого члена его семьи в частности. Для эффективного преодоления негативных последствий такого правонарушения, как вождение в нетрезвом виде, автор предлагает следующее: уголовные преступления и проступки должны наказываться по-разному, необходимо сбалансировать криминализацию и декриминализацию, а преступления необходимо контролировать в разумных пределах. Система снятия судимости должна быть построена таким образом, чтобы ликвидировать негативные последствия и обеспечить надлежащее функционирование закона.

КРИМИНАЛИСТИКА 

102-104 16
Аннотация
Человеческая деятельность, в том числе преступная, представляет собой сложную динамичную систему. Стремление получить желаемое (предмет потребности) побуждает человека действовать, мотивирует его преступную активность. Руководствуясь представлениями о результате, которого он намерен достичь, злоумышленник выбирает способ совершения преступления. Реализуя преступный замысел, субъект действует в конкретной обстановке, совершая множество операций. Взаимодействуя со средой, он вносит в нее изменения - оставляет следы. Изучая эти изменения, лица, ведущие расследование, получают информацию о событии преступления, позволяющую установить и изобличить преступника. Вот почему понятие следа является одним из наиболее значимых в криминалистике. С учетом деления доказательств на личные и вещественные в статье обобщены и в краткой форме изложены основные правила обнаружения, фиксации, изъятия материально -фиксированньх следов, имеющих значение для уголовного дела.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 

105-110 5
Аннотация
Немецкая система уголовного наказания прошла в своем развитии пять этапов: этап классической теории уголовного права, этап новой классической теории уголовного права, этап новой классической объективной комплексной теории уголовного права, этап окончательного оформления социального учения о деянии (Handlungslehre), этап целенаправленной рациональной (функциональной) криминальной теории. Основные философские направления: позитивистская философия, новая философия Канта, философия существования наряду с новой философией Канта и новой философией Гегеля. Но в контексте методологии мы в основном имеем дело с противостоянием межд;у монизмом (онтология) и дуализмом (деонтология). Дуализм отстаивает дихотомию межд;у фактами и ценностями, реальное естественное не может привести к должному. Дуализм говорит о существовании двух непреодолимых и разнородных начал в основе понимания природы преступного. Монизм не признает существования установленного порядка, реального и должного, говорит о возможности интерпретации норм. Исследование также подтверждает мнение о том, что теория преступлений в ХХ в. _ это не просто результат дискуссий в рамках Уголовного кодекса, это система философских суждений и интеллектуальных размышлений.
111-115 6
Аннотация
Случаи предъявления необоснованных обвинений не только ущемляют законные права и интересы сторон, но и наносят серьезный ущерб репутации судебной системы. В статье дается глубокий анализ причин предъявления необоснованных обвинений, включая влияние традиционных судебных концепций, ненадлежащее вмешательство общественного мнения, использование незаконных доказательств, отсутствие механизма надзора и контроля, ограниченность защитной функции адвоката, ненаучный механизм оценки и др. В целях обеспечения осуществления судебного правосудия и улучшения репутации судебной системы, с учетом полезного опыта Китая в предотвращении случаев предъявления необоснованных обвинений в последние годы, нужно обеспечить дальнейшее совершенствование механизма предупреждения предъявления необоснованных обвинений, скорейшее преобразование судебной концепции, беспристрастное рассмотрение дел в рамках закона, улучшение доказательств за счет совершенствования надзора и контроля, укрепление механизма судебной защиты и создание механизмов научной оценки и подотчетности.

ТРУДОВОЕ ПРАВО 

116-119 4
Аннотация
В статье освещаются основные вопросы научно-практической конференции «Достойный труд, социальная защита и право в сфере фубола (общее, особенное и специальное)», которая была проведена в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). На конференции было предложено рассматривать сферу футбола как глобальный инновационный кластер правовых инициатив достойного тр;уда, социальной защиты, предотвращения рисков и разрешения споров при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий. Проведение чемпионатов мира и олимпиад регламентиреуется на международном, государственном, социально-партнерском и локальном уровнях. Опыт, действующие нормы и перспективы регламентации развития футбола (и спорта в целом) ориентируют на обобщение и осуществление в различных странах исследований (мониторинга) правовых новаций в регулировании деятельности лиц и структур, участвующих в подготовке и проведении международных спортивных мероприятий. С учетом практики проведения международн^іх соревнований законодательство должно совершенствоваться для установления достойных условий труда работников, как занятых в сфере профессионального спорта и спорта высших достижений, так и в других сферах, в которых происходит содействие организации и проведению массовых спортивных мероприятий. Статья отражает ряд предложений по научному исследованию правовых мер, принимаемых при проведении международных спортивных мероприятий и предлагаемых для дальнейшего совершенствования правового регулирования в сфере труда и социального обеспечения. Современные научные подходы должны способствовать разработке и принятию новых актов Международной организации труда, которые должны будут способствовать осуществлению и защите прав человека в сфере спорта.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

120-127 9
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы совершенствования государственного управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Автор проблему совершенствования государственного управления рассматривает в контексте реформирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайны ситуаций (РСЧС). Выделены этапы становления системы в 80-90-х гг. прошлого столетия. Показано, что постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 30 июля 1987 г. № 886-213 на гражданскую оборону дополнительно были возложены задачи по защите населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и проведению аварийно-спасательных и других неотложны работ, а в 1990 г. постановлением Совета министров СССР от 15 декабря 1990 г. № 1282 была создана Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайные^ ситуациях. В статье показана трансформация целей и задач РСЧС в соответствии с Федераль-ным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Обоснованы направления совершенствования организационной и правовой составляющей равития системы.
128-132 6
Аннотация
Стремительное развитие биотехнологий и расширение сфер их применения приводит к тому, что законодательная база не успевает за этим прогрессом. Принятие нормативных правовых актов на уровне государства _ явление позитивное, но тем не менее не решающее всех проблем. В статье рассмотрены проблемы, связанные с охраной окружающей среды и правами граждан.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 

133-136 6
Аннотация
Проведен анализ понятий «финансовые сделки», «финансовые услуги», «финансовые продукты» и «финансовые инструменты» по праву России, Китая, Сингапура и Японии. Высказаны предположения об их отраслевой характеристике. Сделан вывод об актуальности унификации понятийного аппарата.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО 

137-141 9
Аннотация
В статье рассматриваются основания постановки на учет семей, имеющих трех и более детей, для бесплатного предоставления земельного участка из государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства,установленные законодательством отдельных субъектов РФ, порядок предоставления таких земельных участков, необходимость регулирования на федеральном уровне требований к формир^уе-мому перечню земельных участков в части экологической составляющей, обеспеченности инженерной и социальной инфраструктурой.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС 

142-145 6
Аннотация
Статья посвящена анализу проводимой в стране правовой реформы, которая предполагает совершенствование правовой системы страны, повышение качества нормативных правов^іх актов, усиление надзора за судебной деятельностью, реализацию принципа справедливости. В качестве важного аспекта процедуры рассмотрения гражданского иска необходимо также реформировать режим возвращения гражданских дел для дальнейшего расследования.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА 

146-148 4
Аннотация
В статье анализируются существующие научные концепции о судебном праве и формулируются перспективы его выделения в качестве самостоятельного направления юридической науки. Автором исследуются различные этапы формулирования отечественных научных концепций о судебном праве начиная с XIX в., а также приводятся мнения известных ученых. В статье изложены некоторые позиции исследователей о структуре и признаках судебного права, характеризуется природа и содержание рассматриваемой правовой категории. В заключение автором предлагается собственное теоретическое понимание судебного права как объекта научного исследования и видение дальнейшего развития данного явления.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 

149-154 8
Аннотация
В статье исследуются отечественный и зарубежный опыт обеспечения продовольственной безопасности. Проводится сравнительный анализ между Российской Федерацией и европейскими странами, США и Канадой. Изучается опыт правового обеспечения сферы качества и безопасности продовольственных товаров в Китайской Народной Республике, рассматриваются Закон «О пищевой гигиене» и Госстандарт «Качество и безопасность сельхозпродукции. Требования к безопасности аквапродукции». Обосновано, что для решения обозначенных проблем рекомендуются меры по совершенствованию законодательства. В первую очередь следует принять Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации», доработать федеральный законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О развитии сельского хозяйства». С учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере продовольственной безопасности и угроз этим интересам данные меры явились бы важным аргументом в пользу скорейшего улучшения качества государственного управления в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ 

155-161 23
Аннотация
С момента своего основания Китай стая свидетелем четырех этапов корректировки уголовной политики в отношении организованной преступности: политики сочетания подавления со снисхождением, политики сочетания наказания со снисхождением, политики сурового наказания и политики сочетания снисхождения с суровым наказанием. Однако в практике борьбы с организованной преступностью рез;ультативность стратегии, ориентированной на строгость, неочевидна. Положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности демонстрируют особый дух уголовной политики: относительное равновесие приоритетов в области защиты прав человека; содействие как борьбе с преступностью, так и ее предупреждению при одновременном уделении большего внимания предупреждению преступлений; разработка концепции организованной преступности в широком смысле на основе разнообразных характеристик организованной преступности, принятых во всем мире. В настоящее время существуют определенные проблемы в нашей концепции борьбы с организованной преступностью: определение основного направления борьбы с преступностью и защиты прав человека; придание большей важности борьбе с преступностью, а не ее профилактике; применение уголовного наказания как единственного средства для борьбы с организованной преступностью; применение узкой уголовной концепции в законодательстве. В этой связи следует разработать следующую уголовную политику: укрепление как социальной защиты, так и защиты прав человека, придание равного значения борьбе с преступностью и ее предупреждению, а также разработка понятия организованной преступности в широком смысле и ее рассмотрение в качестве особого вида преступности, отличного от обычной преступности и подразумевающего совершение преступлений в сговоре.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО 

162-168 5
Аннотация
Концентрация предприятий необходима и важна для их развития. Но это приведет или может привести к ограничению конкуренции. Поэтому страны и регионы регулируют концентрацию предприятий с помощью законодательства, часть которого носит вспомогательный характер. Дополнительные ограничительные требования в отношении концентрации предприятий являются важной системой контроля ex ante. В Положениях о дополнительных ограничительных требованиях в отношении концентрации предприятий (для экспериментального применения) Китая имеются некоторые проблемы. Например, неясны критерии отбора активов, подлежащих изъятию; слишком кратки и абстрактны критерии квалификации покупателей; неэффективны правила передачи имущества во владение перед поставкой. Конкурентоспособность, коммерческая ценность и способность устранить ограничения конкуренции - это критерии отбора активов, подлежащих передаче. Квалификация покупателя должна быть более конкретной при рассмотрении его независимости от концентрирующей стороны и готовности и способности управлять активами, подлежащими изъятию. Правила передачи во владение перед поставкой также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА 

169-174 7
Аннотация
Научная учебная программа является основой для обручения студентов - будущих профессиональн^іх юристов. Мы можем принять модель, согласно которой право является предметом специализации для подготовки профессиональных юристов широкого профиля. Профессиональная учебная программа подготоdки юристов включает в себя основные правовые курсы первого уровня, базовые курсы второго уровня, курсы широкого профиля и практические курсы, которые являются неотъемлемой частью учебной программы. Первые два курса являются основой для обручения студентов-юристов и подготовки юристов широкого профиля, высококачественные комплексные курсы являюттся ключевыми и воплощают суть подготовки юристов, а практические курсы являются важные средством для объединения профессиональных знаний с конкретной профессиональной деятельностью Необходимо уделять больше внимания координации учебных целей, содержанию, зачетным единицам и тому, как четыре учебнsх курса взаимосвязаны и взаимодействуют. Уделяв больше внимания учреждениям, работающим со студентами и готовящим юристов, мы можем сократить привилегии, имеющиеся у студентов - будущик юристов. Выбор второстепеннъск предметов должен осуществляться на профессиональной основе и в то же время являться способом ограничения при подготовке юристов. Мы не должны слишком увеличивать бремя, связанное с подготовкой новых юридических кадров. Следует подчеркнуть целостность и применимость комплексных курсов, которые являются основныими курсами для подготовки юридических кадров. Кроме того, явлюсь важным звеном в практике преподавания, дипломная работа является важным элементом повышения качества обручения юристов. Выпускная квалификационная работа должна ужесточить требования к абитуриентам, профессорско-преподавательскому составу и использованию инноваций в образовании.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-9723 (Print)