Preview

Юридическая наука в Китае и России

Расширенный поиск

Ежегодник «Юридическая наука в Китае и России» - научный юридический журнал, который включает в себя материалы теоретического и научно-информационного характера, что обусловливает его издание в иллюстрированном виде. Журнал учрежден Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в 2016 г. и посвящен раскрытию современных проблем различных отраслей права и правоприменительной практики в России и Китае. Статьи выходят на русском, китайском и английском языках.

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС77-66562 от 21 июля 2016 г.) и Международным центром ISSN (ISSN 2587-9723).

Текущий выпуск

№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В КИТАЕ И РОССИИ 

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Современные проблемы цифровизации. Информационное право 

23-29 69
Аннотация
В статье на основе анализа международных актов характеризуются международно-правовые стандарты цифровой экономики, оценены возможности их реализации в законодательстве России.

30-33 68
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты регулирования национальных цифровых валют (CBDC). Проанализированы выгоды и риски их внедрения с учетом особенностей функционирования финансовой и денежно-кредитной систем. Обобщен зарубежный опыт ряда стран мира, в которых инициированы процессы внедрения национальных криптографических систем (государственных стейблкоинов). Изучено влияние глобального мирового вызова — пандемии на активизацию в сфере создания национальных цифровых валют.
34-37 49
Аннотация
В статье рассматривается правовое регулирование научной информации в различных зарубежных юрисдикциях. Авторами обозначены актуальные проблемы, связанные с обеспечением защиты научной информации правовыми средствами. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования открытого доступа к научной информации.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Ответственность за нарушения авторских и смежных прав 

38-43 53
Аннотация
根据侵犯知识产权犯罪的特征与现状,以及从业禁止的目的与价值,从业禁止在这类犯 罪中理应得到日益广泛的重视与更为普遍的适用,以克服当前适用极少的困境。在适用从业禁止 时,需要把握基本适用性、必要性与合比例性三大基本原则,着重审查侵犯知识产权犯罪行为与 行为人职业之间的关联性,即行为人是否利用职业便利实施侵犯知识产权犯罪,或是实施了违背 职业要求的特定义务的侵犯知识产权犯罪。

44-48 56
Аннотация
当某种行政违法行为达到一定的社会危害程度而触犯刑法,行政违法行为就向行政犯罪转 变,因此,行政犯罪将行政违法与刑事违法联系起来,使得二者的衔接成为必然。而行政违法案 件若达到犯罪标准,则当由行政执法机关移送至司法机关处理,基于此,行政执法与刑事司法的 衔接在客观上成为可能。在著作权法领域,《中华人民共和国著作权法》(简称《著作权法》) 
与《中华人民共和国刑法》(简称《刑法》)组成了我国著作权保护的法律体系,但《著作权法》 与《刑法》在客体、行为对象、客观方面及主观方面等方面存在实体性衔接缺失的问题,需要通 过扩展著作权犯罪的客体、扩充著作权犯罪的行为对象、拓展著作权犯罪规制的行为类型、取消 主观方面的“营利目的”等对《著作权法》与《刑法》的实体性衔接进行建构。

49-56 86
Аннотация
内容提要:在中国全面贯彻实施《国家知识产权战略纲要》的背景下,正在编纂的《民法典侵权 责任编(草案二次审议稿)》第961条将惩罚性赔偿全面引入知识产权侵权领域,促使知识产权惩 罚性赔偿制度成为知识产权损害赔偿制度中的一个新课题。惩罚性赔偿具有惩戒、预防和赔偿三 大功能。追求公平正义、不能从违法行为中获益、弥补公法治理和补偿性赔偿的制度缺陷构成了 知识产权领域全面引入惩罚性赔偿制度的正当性基础。中国亟待在整个知识产权领域全面引入惩 罚性赔偿制度,司法实践中正确处理好惩罚性赔偿与补偿性赔偿之关系,从主观和客观两个方面 严格限定惩罚性赔偿的适用条件,科学合理确定惩罚性赔偿金的计算标准,在充分发挥其功能的 同时防止其在知识产权领域的泛用。

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность 

57-65 83
Аннотация
人与动物间的和谐相处、协调发展是人与自然和谐的重要体现,也是和谐社会构建的内在 要求。当前,频繁出现的虐待动物现象、不合理利用动物乱象已成为引发中国国内社会矛盾的重 要因素,也不利于国家软实力在国际层面的进一步呈现。基于可有效调解人与动物间各种争议中 的道德纷争、完善动物产品消费市场秩序、有效应对国内外舆情争议等特点,完善中国动物福利 立法应是促进人与自然和谐相处、保障和谐社会顺利构建的重要手段。
总体来看,当前中国动物保护的有关立法尚无法满足和谐社会背景下动物福利保障的现实需求,动物福利立法亟待完善,具体情况涉及:动物保护立法体系不完整,缺乏对动物予以全面保护的 基本法,动物保护的专门性立法也极其有限,难以达到动物福利理念所要涵盖的动物范畴;动物 立法目的注重动物的合理开发与安全利用,动物福利理念普遍缺失,无法形成动物福利保护必需 的针对性、有效性、全面性的制度体系;某些动物立法虽然涉及动物福利条款,但普遍缺乏实质 性保障、尤其是缺乏实质性的责任约束规定,无法有效抑制现实中损害动物福利的现象,法律实 效性普遍较差。
在中国积极推进和谐社会建设、实施依法治国战略背景下,积极关注并努力促进中国动物福利立 法的完善一定程度上已成为事关社会秩序稳定、国家形象与利益维护的重要问题。结合中国当前 动物福利立法存在着的不足以及国内外对动物福利问题关注度逐渐提高的现实,应采取积极措施 尽快对中国动物福利立法加以完善。首先,人与动物之间关系失范、保护动物福利不能取得共识 的主要原因在于单纯以人类为中心的伦理观、发展观的持续存在。为此,动物福利立法的完善首 先需要深化动物伦理与生理意识教育,扩展公民对动物价值的认识范围,创造动物福利立法的积 极社会氛围。其次,动物保护立法体系不完善、动物保护范畴较窄、动物福利立法缺失是导致动 物与人类之间关系出现失范现象的重要原因。因而,应结合扩大动物保护的范畴、融合动物物种 保护利用与动物福利保障理念、遵循立法循序渐进原则等问题进一步完善动物保护立法,进而为 动物福利理念全面贯彻奠定法制基础。第三,制度是人们之间有序关系的集合,人与动物之间有 序关系的构建还需要规范有效的管理体制、完善的动物可追溯管理制度、科学的动物福利标准制 度、严格的动物福利保障制度等制度体系的不断完善。

66-71 43
Аннотация
全球气候变暖和低碳经济发展的双重压力,使得绿色技术的开发和应用受到全球普遍关 注。人们希望通过绿色技术的加速研发和扩散解决环境问题并促进低碳经济发展。专利制度对此 有必要做出回应。创新的绿色专利审查制度和绿色专利实施制度,是解决环境问题和促进绿色发 展的重要途径。虽然专利制度主要体现私权主体的意志,但适度和合理的政府干预必不可少。发 挥政府干预在绿色专利制度中的正面作用是保障绿色专利制度能够合理建立和实施的关键点。 绿色专利的政府合理干预具有正当性基础,主要基于三方面的需要:气候问题的公共物品属性 的应对需要、绿色技术创新和扩散的需要、合理的公权介入和专利制度协调的需要。解决气候 问题属于典型的公共物品,需要各国政府承担其干预绿色专利的义务。通过政府合理介入绿色 专利制度,绿色专利审查制度能够促进绿色技术创新,绿色专利实施制度能够促进绿色技术扩 散。处理好政府公权介入和专利的私权属性之间的关系,保持二者的良性平衡,才能促进绿色 专利制度的健康发展。
政府介入绿色专利制度,主要体现在环境部门参与绿色标准界定和绿色专利的加速审查制度两个 方面。各国专利制度对绿色专利的规定各不相同。吸收别国经验,从我国实际国情出发,可以从 三方面把握绿色标准:法律明确规定绿色发明的定义;环保部门出台专门的绿色技术分类表;环 保部门和专利管理部门建立工联合作机制,进行绿色专利的审批。绿色专利的加速审查制度,已 经成为多国的专利制度创新。我国绿色专利加速审查制度中的政府干预应考虑三方面因素:不应 降低绿色专利的审查质量;不影响普通专利的审查质量;提高整体专利审查能力。 绿色专利实施的政府合理干预包括两个方面:绿色专利联盟的政府引导和绿色专利实施强制许可 的公共利益实现。由于绿色专利联盟承载了环境权益的目标,所以政府干预和适度引导对于绿色 专利联盟的建立必不可少。政府的引导从三方面入手:将政府优惠措施纳入地方经济社会发展规 划;政府优惠措施按照联盟成员提供的绿色专利价值来确定;避免作出直接的行政干预。专利法 中的专利实施强制许可制度本身的薄弱和不足应当予以弥补。在此基础上,绿色专利实施的强制 许可制度建设主要做好两方面工作:通过专利法规定公共利益定义,将为了环境保护目的的绿色 专利强制许可纳入到公共利益目的的专利实施强制许可中;环境立法应当和绿色专利实施强制许 可制度对接。建议在专利法中增加公共利益的定义:公共利益包括国防需要、环境保护、公共健 康目的等,具体由国务院专利行政主管部门确定。在专利法实施细则中增加规定:为了公共利益 目的的环境保护,可以强制许可实施环境友好技术。环境友好技术是指能节约资源和能源、减少 和避免环境污染的技术。

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Права человека 

72-77 46
Аннотация
В статье проанализировано место экологической миграции в международном праве и внутригосударственных правовых системах отдельных государств. Отмечено, что экологическая миграция является одним из видов вынужденной миграции, которая, несмотря на широкое обсуждение международной и научной общественностью необходимости создания международного и внутригосударственных правовых механизмов ее регулирования и защиты прав и свобод экологических мигрантов по аналогии с эффективно функционирующей в мире и отдельных государствах системой защиты классических беженцев — лиц, покинувших государство своей гражданской принадлежности или постоянного места жительства по причине преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, официально не признана в мире и не имеет соответствующих механизмов международной и внутригосударственных механизмов защиты.

78-85 70
Аннотация
《中华人共和国民法总则》(以下简称《民法总则》)作为中国《民法典》之总则编,在 第185条从民事责任的角度对英雄烈士的姓名、肖像、名誉、荣誉保护进行了规定。《中华人民共 和国英雄烈士保护法》(以下简称《英雄烈士保护法》)第25条和第26条在此基础上又进一步作 出规定,并可以将其看成是对前者的细化与补充,从而基本呈现与描述出中国立法层面对英雄烈 士人格利益保护的基本架构和主要内容。本文借助于法教义学之分析方法,从英雄烈士人格利益 保护的利益主体范围、侵权责任构成与保护的利益属性、保护的利益范围和作为隐含条款的救济 程序配置四个方面,对中国法对英雄烈士人格利益保护规定中的”英雄烈士””损害社会公共利 益” 、”姓名、肖像、名誉、荣誉”,以及民事诉讼和公益诉讼程序进行分析与阐释,指出中国 法在英雄烈士人格利益的保护上存在因《民法总则》第185条和《英雄烈士保护法》第25条所保护 的人格利益主体范围上的差异将导致二者在法律适用上可能出现不一致;《民法总则》第185条没 有建立起英雄烈士人格利益保护与死者人格利益保护之间的关联性,无以形成一般保护与特别保 护之对应,并造成立法上的逻辑错位;单纯列举式立法限制了英雄烈士人格利益的保护范围,从 而必然在一定程度上影响和弱化《民法总则》第185条和《英雄烈士保护法》立法目的之实现三 个问题,并在此基础上进行立法展望,有针对性地提出了具体完善建议:一是在规则设计上增加 死者人格利益保护和英雄烈士等人格利益保护的规定,实现抽象人格与具体人格、一般保护与特 别保护之对应与协调;二是在立法的结构安排与制度设计上,从《民法典总则编》、《民法典人 格权编》和《民法典侵权责任编》三个层面配设死者人格利益保护与英雄烈士等人格利益保护之 规定;三是在民事诉讼与公益诉讼的程序协调上,修改和完善《英雄烈士保护法》和《民事诉讼 法》相关规定,实现实体法与程序法对英雄烈士等人格利益保护上的协调与对接,从而落实与强 化英雄烈士人格利益保护之立法目标,崇扬和保护英雄烈士精神,践行社会主义核心价值观。
关键词:《民法总则》;英雄烈士;死者人格利益;社会公共利益 基金项目:本文是国家社会科学基金项目(18BFX113)和黑龙江省高校基本科研业务费黑龙江大 学专项资金项目(2016-KYYWF-1120)的阶段性成果。

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Государственное строительство и право 

86-90 82
Аннотация
Deputies to people’s congresses enjoy the right to elect the personnel of a state organ, members of the Standing Committee of the People’s Congress at the same level and deputies to the People’s Congress at a higher level in accordance with the provisions of the law. Based on the official nature of the right to vote, deputies to NPC can not transfer their right to vote and sell votes. As selling ballots is an illegal exercise of their official duty, they should assume for corresponding criminal responsibility for the crime of undermining election and bribery provided in the Criminal Law of China. Moreover, delegates to NPC who have the status of public officials shall be included in the supervision , and strengthen the responsibility inquiry.

91-99 44
Аннотация
Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 г., ею было закреплено современное государственное и общественное устройство страны. Конституция Российской Федерации восприняла модель западной демократии, она следует западной системе разделения властей на три ветви. На практике реализована модель разделения властей на пять ветвей: законодательную, административную, судебную, президентскую и прокурорскую власть. Сформирован механизм сдержек и противовесов для ограничения функций ветвей власти. В соответствии с моделью децентрализации Конституция обеспечивает независимость судебной власти, конституционное закрепление защиты прав человека, делает ценность прав человека по-прежнему значимой, а конституционный надзор гарантирует действие Конституции. В развитии конституционного строя Российской Федерации по-прежнему существует много проблем, таких как ограничение президентской власти, конфликт между защитой прав человека и государственным суверенитетом, независимость судебной власти, противоречие между устройством конституционного надзора и политикой. Эти проблемы представляют собой вызов развитию конституционного строя. Оптимизация Конституций Российской Федерации и конституционного строя требует рассмотрения и решения этих проблем и будет способствовать развитию российского  политического строя, экономики и общества.

100-107 65
Аннотация
В статье исследуется проблема «государственного интереса» — важнейшей политико-правовой категории. Проблема непосредственно связана с проблемой государственного суверенитета, сформулированной в эпоху Абсолютизма, но имеющей большое значение при формировании национальной государственности в Европе. Идея «государственного интереса» взаимодействует с теорией и практикой «чрезвычайного положения», наиболее острым и актуальным моментом в государственной политике.

108-114 52
Аннотация
В статье с использованием системно-структурного метода исследован механизм организации публичной власти в Российской Федерации. Особое внимание уделено исполнительной ветви власти, а содержание осуществляемого ею процесса государственного управления раскрывается через функции, методы и формы управления. Понятия функции, полномочия, компетенции рассмотрены в качестве элементов характеристики административно-правового статуса органа исполнительной власти, при этом отмечается, что все большее место среди методов и форм их реализации занимают связанные с взаимодействием субъектов управления. Предложены направления для научных исследований в рамках рассмотренной тематики.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Организация судебной деятельности. Судебная экспертиза, криминалистика 

115-119 78
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы инновационного развития криминалистики в эпоху цифровизации на основе формирования теории информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности. Обоснованы определение предмета и объектов данной теории, ее основные закономерности и система.

120-132 59
Аннотация
凡是有人类的地方,就会有决策活动。早在公元前二百多年,“决策”一词在我国《孟子》中就有记载---“权变、乘势、决策之道”。决策是人们对未来目标以及达成目标的方法 所作出的选择与行为的集合。 1在科学技术不发达的小生产时代,由于社会生产规模小、社会变 化节奏慢及社会活动影响不广,决策通常是个人依据其自身的经验、知识、能力等所作出的。 
其主要特点是:个体决策、经验决策、封闭决策。时至今日,随着社会的发展,科学技术的突飞 猛进,社会交往日趋广泛,生产规模不断扩大,决策行为也凸显出涉及因素多、变化快、难度大 等特征。按照一般的决策学理论,决策通常由五个基本要素构成:决策主体、决策对象、决策信 息、决策方法和决策结果。决策主体一般是个人,但也可以是机构。决策的基本要素需要与生产 方式相适应,这样才能做到决策科学化。当今社会是一个信息万变、宏大而复杂的体系,决策行 为不仅需要高度自动化的决策信息的加工处理,而且更需要有组织有序的、密切合作的专家集团 充分发挥其整体有效的功能,唯有如此方能作出科学正确的决策。
决策论是决策分析的理论基础,其作为运筹学的一个分支,是“根据信息和评价准则,用数量方 法选取或寻找最优决策方案的科学”。在实际生活中,对同一个问题所面临的几种情况又有几个 可选方案时,决策者为应对这些情况所选取的方案就组成了决策策略。众所周知,决策论是在概 率论的基础上发展而来的。不过,法官决策作为一种司法活动和人的心理活动,有着与其他决策 不同的特性---兼具法学和心理学双重视野。正如美国大法官霍姆斯所言:“(法官决策)形成的 背后是对相互冲突的相对价值与轻重程度作出的判断,当然,这往往是未经道出且不知不觉的判 断,然而却是整个司法过程的根基与核心所在。” 2在司法语境下,本文以决策心理学的一般理论 和逻辑为基础,对法官决策的概念、特性、主体以及原则等进行了一个并不是那么精确地界定和 分析,以便于我们对这些问题有一个整体的认识和把握。

133-138 37
Аннотация

Международное судебное сотрудничество является неизбежным требованием для углубления двустороннего и многостороннего сотрудничества, объективной необходимостью создания механизма урегулирования споров, неотъемлемым требованием для обеспечения верховенства права в региональном сотрудничестве и важным способом защиты прав и интересов участвующих субъектов. Из-за ограничений суверенных факторов, существующих многосторонних и двусторонних механизмов и отсутствия эффективных механизмов сотрудничества китайско-российское судебное сотрудничество в контексте проекта «Один пояс — один путь» по-прежнему сталкивается с реальными проблемами.
Для построения китайско-российской системы судебного сотрудничества можно начать со следующего: Оздоровить и совершенствовать китайско-российского механизма сотрудничества в области судебной помощи. Верховные суды Китая и России должны расширить сферу применения  взаимной правовой помощи с учетом фактических условий двух стран и соответствующим образом сократить процедуры судебной помощи.
Создать и совершенствовать механизм урегулирования споров между Китаем и Россией: 1) принимая во внимание разнообразные характеристики типов споров, создать механизм оперативного разрешения различных споров, таких как инвестиционные споры, торговые споры и споры об интеллектуальной собственности;
2) создать механизм процесса разрешения споров, связанный с иностранцами, который подходит для обеих стран;
3) укрепить органическую связь между различными механизмами разрешения споров;
4) улучшить диверсифицированный механизм разрешения разногласий, в полной мере использовать преимущества внесудебных решений, таких как переговоры, посредничество, примирение, арбитраж и т.д., исследовать метод скоординированных действий между механизмом внесудебного порядка разрешения споров и механизмом разрешения споров, связанных с судебными разбирательствами; 

5) исследовать способы облегчения разрешения споров. Китай и Россия присоединились к Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, кроме того, Соглашение между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Китайской палатой международной торговли / Китайским комитетом содействия развитию международной торговли о сотрудничестве в области коммерческого арбитража заложило основу для сотрудничества в разрешении споров через арбитраж. В Китае создан Международный арбитражный центр Пудун, Международный арбитражный суд Шэньчжэня, Харбинская арбитражная комиссия активизирует подготовку к строительству Арбитражного центра в Северо-Восточной Азии. Все вышеперечисленные факторы создают практические условия для арбитражного сотрудничества между двумя странами. Китай обнародовал «Мнения о создании международного механизма и институтов по разрешению коммерческих споровв рамках проекта “Один пояс — один путь”», которые также предоставили институциональную поддержку для углубленного развития сотрудничества судебных органов Китая и России.

Совершенствовать механизм обмена судебного сотрудничества: 
1) регулярно проводить форумы сотрудничества судебных органов двух стран, обобщая результаты международного сотрудничества судебных органов и укрепляя китайско-российское судебное  взаимодействие;
2) обе страны приняли соответствующее законодательство или соответствующие юридические толкования, которые приняты Верховным судом. Уточнить принцип взаимности, признанный и применяемый в других решениях по гражданским и коммерческим делам в стране, и повысить эффективность признания и исполнения судебных решений; 
3) создание специальных координационных центров по китайско-российскому судебному сотрудничеству и усиление исследований по координации систем и интеграции организаций судебного сотрудничества в рамках проекта «Один пояс— один путь»;
4) министерства юстиции двух стран возьмут на себя ведущую роль в создании базы обучения талантливых сотрудников для судебного сотрудничества в рамках проекта «Один пояс — один путь», чтобы обеспечить резервы кадров для такого сотрудничества. 
В полной мере обеспечить важную роль центрального правительства или компетентных органов двух стран. Создать механизм регулярных встреч для руководителей судебных учреждений двух стран, регулярно  общаться, укреплять взаимное доверие, исследовать многоплановую систему функционирования судебного сотрудничества между двумя странами в рамках этого механизма, своевременно обобщать и обмениваться судебным опытом, сокращать различия в правовых нормах в частиторговли и инвестиций. Учитывать затраты и риски для повышения эффективности взаимной правовой помощи.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Борьба с терроризмом и экстремизмом. Противодействие коррупции 

139-142 58
Аннотация
В 90-х гг. прошлого века в УК КНР 1997 г. были введены статьи по борьбе с терроризмом. После теракта 11 сентября 2001 г. в США Китай поддержал резолюцию ООН, в очередной раз внес поправки в статьи УК КНР, связанные с борьбой с терроризмом. Уголовное законодательство Китая постоянно усиливает борьбу с терроризмом. Поправки к УК КНР 2011 г. (№ 8) еще больше усилили борьбу против преступлений террористической направленности. Поправки к УК КНР 2015 г. (№ 9) в сравнительно большой степени позволили детально урегулировать недавно появившиеся в Китае вопросы, связанные с преступлениями террористической и экстремистской направленности.
143-146 80
Аннотация
Статья посвящена способам противодействия коррупционным проявлениям в деятельности таможенных органов России и Китая. В работе исследуются существующие проблемы борьбы с коррупцей в таможенной сфере в России и Китае, проводится сравнительный анализ методов борьбы с коррупцией на уровне государственных служащих таможни, делается вывод о целесообразности заимствования положительного зарубежного опыта в сфере противодействия коррупции.

147-159 111
Аннотация
中国和俄罗斯在有组织犯罪概念界定方面都存在着不同的理论界说。通过对中俄两国刑法 学与犯罪学领域关于有组织犯罪概念的比较与分析,应当兼顾刑法学立场与犯罪学立场,坚持有 组织犯罪概念的二元界定。在中国有组织犯罪的刑法规制方面,中国刑法在总则中规定了犯罪集 团的概念,在分则中规定了组织、领导、参加恐怖组织罪和组织、领导、参加黑社会性质组织 罪。对于从事有组织犯罪的刑事责任,中国刑法规定对组织、领导犯罪集团的首要分子,按照 集团所犯的全部罪行处罚。在俄罗斯有组织犯罪的刑法规制方面,俄罗斯刑法在总则中规定了团 伙犯罪、事先通谋的团伙犯罪、有组织的集团实施犯罪、犯罪团体(犯罪组织)的概念,在分则 中规定了组建和参加恐怖主义团体罪、组建或参加非法武装队伍罪、武装匪帮罪、组建或参加犯 罪团体(犯罪组织)罪、组建极端主义团体罪,同时,将有组织的集团作为部分犯罪的责任加重 情形。对于从事有组织犯罪的刑事责任,俄罗斯刑法规定应当依照俄罗斯刑法并在其规定的限度 内从重处罚,并对除武装匪帮罪以外的四种犯罪设置了免除刑事责任的规定。相较于中国,俄罗 斯有组织犯罪刑事立法的优势在于其条文中明确表述了“有组织”的概念,充分体现有组织犯罪 发展的动态特征、照顾到不同法律概念之间的逻辑关系,能够同时打击犯罪和瓦解犯罪集团,刑 事法网更加严密,更有利于保障犯罪人的权利等。在中俄打击有组织犯罪的司法实务方面,中俄 两国目前都尚未设立集中的、统一的、专门的打击有组织犯罪的国家机构,但是俄罗斯对于打击 洗钱犯罪、保障秘密侦查人员、保护协助调查有组织犯罪的公民、保护有组织犯罪的证人、被害 人及其他相关人员这些问题,作出了更具针对性的法律规定和保障。因此,中国应当从刑事立法 规制和司法实务操作两个方面对俄罗斯进行借鉴。一方面,完善有组织犯罪的基础规定和具体规 定,在总则中单独对有组织犯罪的内容进行规定,在分则中增加相应的罪名,为积极配合、及时 退出的犯罪分子设置从宽、免除刑事责任的路径,以贯彻宽严相济的刑事政策,同时制定《反有 组织犯罪法》以弥补刑法自身局限性,从调整范围、反有组织犯罪主体、保障措施、预防预警、法律衔接等方面重点着手,确定防范和打击有组织犯罪活动的行动根据。另一方面,加大洗钱犯 罪的打击力度,完善和细化卧底侦查制度、线人侦查制度、证人等相关人员保护制度,增加打击 有组织犯罪的指引、强化、监督、保障等方面的举措,从司法层面有效预防和打击有组织犯罪。

160-166 101
Аннотация
Проблема обеспечения кибербезопасности в условиях ускоренного внедрения цифровых технологий в деятельности систем государственного управления и бизнеса является актуальной. Авторами показано, что разработка и внедрение цифровых технологий в России должны проводиться с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Международное экономическое сотрудничество: правовые аспекты 

167-174 116
Аннотация
“一带一路”倡议背景下,中俄两国不断采取措施扩大合作领域,提高务实合作水平,中 国企业逐渐成为俄罗斯各联邦主体经济领域的主要投资主体。中俄两国文化背景、民族意识、社 会经济制度、立法规定与司法操作等领域存在着巨大差异,因此,“一带一路”背景下,我国对 俄各领域的投资与合作面临着程度不同的法律风险。针对“一带一路”背景下我国涉俄投资、合 作领域可能面临的法律风险的评估,在借鉴已有法律风险规避措施的基础上,建议以中俄两国政 府、行业协会、涉外企业为主导,以中俄现有法律服务机构(包括律所、法律服务平台等)所提 供的专业法律服务为实质内容,构建法律风险综合防控机制,以切实保障对俄投资者及在俄华商 的合法权益。

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Гражданское право. Предпринимательское право 

175-178 47
Аннотация
В статье поднимается сложный вопрос о существовании в праве мнимых пробелов и пробельности права как таковой. Автор предпринимает попытку опровергнуть поиск пробелов там, где их нет и быть не должно, на примере российского законодательства о публичных закупках. В статье проанализированы четыре ситуации, с помощью которых автор демонстрирует недопустимое восполнение мнимых пробелов в административной и судебной практике, оспаривает судебную интервенцию в волеизъявление сторон при вменении так называемого дробления закупок, а также показывает, что мнимая пробельность проникает в законотворческий процесс.
Автор приходит к выводу о том, что отсутствие законодательного регулирование следует воспринимать не в качестве пробела, а в качестве сигнала к индивидуальному регулированию, т.е. по усмотрению субъекта права.

179-183 71
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы кодификации инвестиционного законодательства, в основу которой будет положено стержневое понятие правового режима инвестиционной деятельности. Первой ступенью такой кодификации мог бы стать Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», который в рамках его прохождения в Государственной Думе  утратил свои фундаментальные идеи и был принят в усеченном виде как очередной специальный закон о правовой форме инвестиционной деятельности — соглашении о защите и поощрении капиталовложений.

184-187 45
Аннотация
В статье рассматривается порядок правового регулирования рекламы бирж, привлекающих инвестиции на территории КНР, в том числе посредством размещения цифровых токенов. Выявлены особенности распространения в Китае информации о ценных бумагах и фьючерсах, а также цифровых финансовых активах.

188-192 42
Аннотация
Статья посвящена осмыслению ошибки как юридического факта. Делается вывод, что объяснение механизма действия данного юридического факта лежит вовсе не в сфере эффективности гражданского оборота, а в плоскости основных начал российского гражданского законодательства. Сделка, совершенная под влиянием  заблуждения, противоречит принципу свободы договора, если применять его не только к двусторонним, но и к односторонним сделкам (по аналогии). Вмешательство факторов, которые обусловили заблуждение, мешает субъекту права должным образом осуществить свои интересы и, таким образом, нарушает такой принцип гражданского законодательства, как действие своей волей и в своем интересе. Существо ошибки как юридического факта напрямую производно от концептуальной модели гражданской правосубъектности, предполагающий образ участника гражданских правоотношений как рационально мыслящего субъекта, а сделки — не только как волевого и поведенческого акта, но как своеобразной интеллектуально-познавательной активности; на этом основании молчаливо предполагается, что допущенные искажения 
познавательного характера априори не могут вести к юридически доброкачественным результатам.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. Образовательная среда 

193-197 51
Аннотация
新时代是中国法学教育寻求自信与创新的时代。法理学在法学教育中占有重要的地位,经 过改革开放40年的发展,中国法理学取得长足的进步。党的十八大以来,中国法治领域取得了巨 大的发展与进步,促动了法治理论的全面提升,也促动了法理学教学理念的更新。在观念层面,要继续坚持马克思主义法学基本立场,用社会主义核心价值观统领当代中国的法律价值观,立足 中国法治发展总目标和最新成就完善法理学的知识体系,正视人工智能时代对法理学理论与法治 实践构成的诸多挑战。在教学实践上,从法理学课程特点出发,在教学内容上下功夫,引导学生 对法学知识进行整体性理解;围绕法治国家发展的总目标,阐发中国法理学独特内容;从实用性 出发,解决学生的知识需求,内化法学素养,外升法学能力;从法理学的发展性出发,将最新的 知识和信息传递给学生;从法学知识的联系性出发,与部门法知识进行结合,提升法理学的实践 性和实效性。



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.